Человек как товар и покупатель на сексуально-брачном рынке


“У вас есть товар, у нас -- покупатель”
-- фраза, с которой начиналось сватовство на Руси.


Подошло время обратить наше пристальное внимание на одно свойство, по которому можно оценить каждого взрослеющего и взрослого человека. С момента полового созревания человек приобретает две новых взаимосвязанных социальных роли: роль сексуально-брачного товара и роль покупателя сексуально-брачного товара противоположного пола1. Сразу замечу, что разных партнеров ни в коем случае не стоит подразделять на эти две категории, потому что каждый из них становится одновременно и партнером-товаром (далее Партнер-Т), и партнером-покупателем (далее Партнер-П). Итак, запомним: в терминологии нашей модели Партнер-П -- это функциональная роль, которую принимает молодой человек или девушка, когда он (она) выбирает или оценивает потенциальную партнершу (-ра) для отношений или брака. Партнер-Т -- это роль, которую он (она) принимает, когда как потенциального партнера оценивают и выбирают уже его (ее). Партнер-Т выступает одновременно, и как товар и как продавец, его (то есть себя) продающий.

1 Здесь и далее: при гетеросексуальной ориентации.

А любой товар, как известно, может быть очень разного качества и, в соответствии с этим, очень по-разному стоить. Поскольку в дальнейшем изложении очень часто будут употребляться такие термины, как ценность, цена человека на сексуально-брачном рынке, следует напомнить, что подразумевается не целостный человек в широком смысле, а только его абстрактная роль в качестве партнера-Т на сексуально-брачном рынке. Если смотреть сквозь рамки иных абстракций, один и тот же человек может иметь наивысшую цену, как, допустим, ученый, художник, творческая личность, и в то же время низко оцениваться как партнер-Т в поле сексуально-брачного рынка. Либо наоборот: человек может быть очень популярным и привлекательным партнером-Т, но при этом в других сферах не иметь такой ценности.

Так вот, все, что в этой работе будет говориться о рыночной и других ценах человека, предполагает вышеуказанную абстракцию. Давайте разведем понятие экзистенциальной бесценности собственного “Я” каждого человека и понятие рыночной цены, определяемой рыночными же законами.

Каждый человек бесценен! Пафосно? Да. Недоказательно? Да. И все-таки это так. С точки зрения философии экзистенциализма каждому человеку мир открывается только через собственное существование. Пока есть индивидуальное существование, есть хоть как-то претендующий на объективную реальность мир, и, сильно призадумавшись, этот мир можно наделить хоть каким-то, пусть даже иллюзорным и сильно за уши притянутым, смыслом. Но все это существует для индивида только при условии его собственного существования. Неважно, радостно это индивидуальное существование или трагично, но оно открывает индивиду мир и закрывает его с собственным прекращением.

Таким образом, каждый осознавший себя индивид (прежде всего для самого себя) бесценен. И с прекращением его собственного существования весь мир теряет для него как всякую реальность, так и всякий смысл. Также индивид часто бесценен для собственных родителей, поскольку факт его появления на свет, дальнейшего развития и жизни создает для них сладкую иллюзию, временно уводя от них на второй план осознание конечных данностей собственной экзистенции, таких как бессмысленность существования, неизбежность смерти, изоляция индивида и пр.

Можно было бы бесконечно долго вести вполне справедливые дискуссии на тему того, насколько применимы к человеку с точки зрения гуманистической парадигмы такие термины, как товар, цена и пр., но необходимо заметить, что эти термины позволяют построить вполне удовлетворительную и отражающую реальные закономерности теоретическую модель.

Может быть, мои рассуждения о сексуально-брачном рынке нарисуют у неискушенного читателя картинку невольничьего рынка ушедших веков, где привередливый покупатель залазит в рот ручищей и изучает крепость и сохранность зубов человеческого товара (прям как при покупке лошадей). Однако в жизни почти что так и происходит.

А теперь давайте поговорим о рыночной цене -- понятии, которое одинаково применимо к продуктам, товарам, вещам, людям (в нашей работе подробно мы исследуем только одну человеческую ипостась --- его ценность для сексуально-брачного рынка). Итак, каждый человек в пространстве так называемого сексуально-брачного рынка подлежит оценке. То есть имеет свою цену, и цену рыночную -- ту, которая образуется и регулируется соотношением спроса и предложения.

Каждый человек обладает набором качеств, данных либо (в большей степени) от рождения, либо развитых и приобретенных при жизни, которые квалифицируются представителями противоположного пола, потенциальными сексуально-брачными партнерами, как качества ценные, то есть цену повышающие. Ну и понятно, что бывают качества, интерпретируемые на нашем рынке как негативные, то есть обесценивающие индивида.

Из этого следует, что наибольшей рыночной ценой обладает тот человек, чьи свойства и качества наибольшим образом отвечают спросу. То есть оценка происходит по качествам, отвечающим потребностям оценивающих2. А тот, не менее по-своему самоценный человек, чьи особенности не отвечают потребностям партнеров-П (спросу), увы, оценивается на нашем рынке низко.

2 Чуть заметно шевельнулась земля в Калининграде -- цэ Kant в гробу перевернулся.

Первым элементом в нашей цепочке является, конечно, потребность, желание человека обзавестись наилучшим партнером. То есть партнером, который в должной мере обладает теми качествами, которые пользуются спросом и расцениваются как положительные, и при этом, у которого непопулярные, качества – дефекты сведены до минимума. А качественный партнер-Т стоит дорого, и, чтобы на него претендовать, нужно соответственно расплатиться. А поскольку основным средством платежа на данном рынке является сам партнер-П в совокупности собственных достоинств и недостатков, то, для того, чтобы претендовать на дорогостоящего партнера, необходимо самому стоить соответствующе.

Спрос порождает предложение, и люди стремятся поднять свою рыночную цену либо посредством самоусовершенствования (честный вариант), либо вместо реального развития пользующихся спросом качеств различными способами распространяют о себе дезинформацию, якобы они ими обладают (нечестный вариант). И очень часто работа партнера-П по улучшению себя, своего тела, души, ума, навыков, своего социального статуса -- одним словом, работа, направленная на повышение собственной ценности, производится для того, чтобы претендовать на приобретение наилучшего партнера-Т, повысить свою покупательскую способность. И очень часто каждому конкретному человеку приходится выбирать, в какую сторону расти: либо согласно своей внутренней творческой программе стремиться к самоактуализации, либо развивать в себе то, что пользуется спросом у противоположного пола.

Правда, в некоторых случаях эти две тенденции развития могут совпадать. И тогда вышеуказанная система мотивирования играет не последнюю роль в деле мирового прогресса. Как показывает мировая история, а точнее изучение личной жизни исторических личностей, многие события, открытия, произведения искусства создавались под влиянием чар Музы (в нашей терминологии: повышение своей ценности партнером-П с целью приобрести наилучшего партнера-Т).

Справедливости ради надо заметить, что повышение собственной цены позволяет рассчитывать на успешную сделку не только на сексуально-брачном рынке, но и на других не менее объективно существующих рынках (значимых жизненных сферах), таких как профессиональный, социальный и пр.

Резюме:

Сексуально-брачный рынок -- это гипотетическое пространство в котором еще не определившиеся в отношении своего сексуально-брачного партнера юноши и девушки ищут, оценивают и выбирают друг друга.

Находящиеся в поиске люди выступают субъектами (партнерами-П) и объектами (партнерами-Т) сексуально-брачного рынка. Рыночная цена человека в качестве партнера-Т определяется спросом на него. Человек в роли партнера-Т, исходя из его качеств, может оцениваться очень по-разному.



<< 3) В чем проблемы выбора партнера? << В раздел "Статьи" >> 5) Активность индивида на сексуально-брачном рынке и ведущий тип деятельности >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009