Недостатки и их происхождение. Часть 1

Почти все вышеперечисленные достоинства (разве что кроме внешних данных и социального происхождения) не даются от рождения, а являются результатом воспитания ребенка, а потом огромного труда по совершенствованию своего тела, души, труда по достижению результатов своей жизни. И весь этот труд по самоусовершенствованию проходит в режиме самоограничения, волевого насилия над своими естественными ситуативными желаниями, ежедневного направления своей жизни против ее естественного течения в сторону поставленных целей.

А вот с недостатками дело обстоит куда проще. Постулат философского направления “Этический релятивизм” гласит: То, что является злом для вас, скорее всего, является лишь побочным действием того, как другой человек делает добро для самого себя. И намерение сделать это добро, добро для себя, так сильно, что часто закрывает глаза творителя этого добра (творителя блага, благотворителя) на тот ущерб, который несет окружающий мир и люди.

Итак, человеческие качества, которые обычно относят к категории недостатков, куда более естественны для человека, чем то, что считается достоинствами. Недостатки проявляются у человека, когда он потворствует собственным естественным желаниям. Перечислим признанные недостатки, опишем их природу и их антиподы-достоинства.

Лень -- стремление отдыхать и приятно проводить время, а не работать. Антипод лени -- трудолюбие. Труд, особенно монотонный и нетворческий, любить, конечно, сложно, однако можно поддерживать установку, что трудиться в жизни необходимо. Заметим: чтобы поддерживать такую установку, нужен дополнительный волевой труд. Лень -- порок базовый, происходит от стремления организма к гомеостазу, покою, нирване.

Слабость, безволие -- нежелание и неумение утруждать себя, мобилизовываться, направлять свои действия в поставленное русло. Другими словами, слабость, безволие -- это приоритет сиюминутных желаний над более важными в целом для человека ценностями. Антипод -- сила. Заметим, что представление не самой умной части мужской популяции о своей силе часто становится предметом манипуляций. Например, для того, чтобы доказать себе и окружающим свою силу, дурак будет упорно и неустанно делать то, что, может быть, на самом деле является предметом вовсе не его интересов. Так что за слабостью и безволием часто скрывается трезвый расчет, как бы избежать трудностей и перевалить их на плечи других, “сильных” людей.

Нечестность, неверность, предательство -- это о не одобряемом культурой, но естественном для человека пути от хорошего к лучшему. Когда человеку везет, когда он находит себе хороший вариант, предложение (в смысле лучше, чем было), для того чтобы застолбить за собой этот понравившийся вариант он заключает с ним соглашение: накладывает обязательства на объект, и сам при этом принимает на себя встречные обязательства. Ограничение себя в возможностях поиска производится, прежде всего, с целью встречно ограничить в том же понравившийся экземпляр. Двое встретили друг друга, договорчик для надежности подмахнули. Наступила идиллия. Но вот на горизонте появляется Он… Тот, который еще лучше. И в крашеную голову пробирается мысль: а что если с договорчиком я поспешила? Может быть, я сама-то подороже, чем сначала думала, то есть этого (еще лучшего) достойна? И так до бесконечности…

Итак, лучшее -- враг хорошего, а вышеперечисленная тройка пороков джином проистекает из одного флакона. Когда появляется возможность заключить новый, более выгодный договор, очень может потянуть отказаться от обязательств по старому.

А честность и верность, антиподы соответствующих пороков, воспитываются в человеке тоже с детства и с годами. Они воспитываются и бытийствуют с пониманием того, что, нарушая правила игры вроде в свою пользу, рано или поздно крупно проиграешь. Прям как в бизнесе: бизнесмен возвращает занятые деньги не потому, что они для него лишние, а потому, что, в противном случае, в следующий раз не дадут.

Итак, поехали по порокам дальше!

Зависть -- традиционно осуждаемое людьми качество. Зависть -- это когда и без того насущное желание всего живого жить лучше подстегивается легко доступными для обозрения примерами желаемого качества жизни. В зависти, как и в онанизме, мало кто признается. Хотя, я думаю, естественное желание жить так же хорошо, как те, кому это заслуженно или незаслуженно удается, даже не обязательно скрывать, можно просто не обзывать его завистью, а применить более мягкую формулировку -- например, стремление к развитию в соответствии с образцом -- и тогда легче будет это в себе принимать. Антипод зависти -- это “конфуцианское” довольство своей участью и признание того, что каждый в жизни в конечном счете занимает свое место. Воспитывается и удерживается в узде подобная смиренность тоже большим волевым усилием. И очень легко опрокидывается.

Жадность -- происходит из боязни человека остаться без необходимых средств. Жадность -- это стремление к постоянству, стабильности. Жадность, в конце концов, это приоритет заботы о своих непосредственно ощущаемых потребностях над заботой о потребностях других людей, о которых мы узнаем умозрительно, но не чувствуем их сами. Для того чтобы делиться, надо либо привыкнуть это делать с детства, либо сознательно себя преодолевать.

Злобность -- привычка выражать гнев, причем гнев, совершенно адекватный ситуации и обидчику. Антипод -- сдержанность. Создается последняя посредством сдерживания естественных чувств.

Глупость, отсутствие способностей, необразованность -- тоже не пользующиеся популярностью качества. Чтобы преодолеть их -- развиваться надо! Конечно, у каждого свой отпущенный природой потолок и не всем суждено стать гениями, но согласно данным научной психологии, мотивированное обучение и развитие как-никак взаимосвязаны. Для того чтобы стать умным и способным, надо постоянно трудиться (в т.ч. головой). Некоторым так неохота, что они предпочитают оставаться на неудовлетворительном уровне развития. И опять, чтобы развиваться, нужны усилия.

Вредные привычки -- один из тех недостатков, который нагляднейшим образом отражает их (недостатков) видовую природу. Совершенно понятно, что люди употребляют алкоголь, наркотики и пр. вовсе не для того, чтобы угробить свое здоровье и разрушить жизнь своей семьи. Они это делают, прежде всего, для получения собственного удовольствия, а уж те последствия, которые рано или поздно наступают, являются лишь побочным действием (к сожалению, часто по силе1 превосходящим полученное удовольствие). Другими словами, наркомания и алкоголизм -- недостатки серьезные. Они могут перекрыть любые достоинства партнера, а возникают они в процессе создания не с чем не сравнимого удовольствия (добра) для себя.

1 О силе удовольствия и страдания говорить, конечно, можно очень условно, поскольку единой измерительной шкалы для них нет.

Болезненность, плохое здоровье. Далеко не всем современным людям с сильно испорченным медициной генокодом даруется от рождения хорошее здоровье. Но даже те немногие, кому в этом отношении повезло, могут его быстро свести на нет, если не будут беречь. Для того чтобы быть здоровым, надо вести правильный образ жизни: заниматься физической культурой, правильно питаться, воздерживаться от химических генераторов счастья и мн. др. А для того, чтобы здоровье растерять, достаточно есть, пить, употреблять что хочется, делать что хочется (хотя современному человеку часто вообще ничего не хочется делать) и т.д.


<< 11.1) Факторы самоценности << В раздел "Статьи" >> 11.2) Недостатки и их происхождение. Часть 2 >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009