Недостатки и их происхождение. Часть 2

Полнота -- дефект фигуры, образующийся при разрастании соединительной ткани, проще -- жира. За соответствующую плату психотерапевт нам всегда расскажет, что достаточно многим мужчинам на самом деле нравятся вздувшиеся, бесформенные женщины с отвисшими животами. Однако пока остановимся условно на рабочей гипотезе, что для человека наиболее сексуально привлекательно тело, которое сохранило подобие именно человека. Конечно, трагедию невостребованности полного человека по-настоящему знает только человек, сам страдающий этим заболеванием. Конечно, часто предрасположенность к полноте передается по наследству, но если не бороться с ней каждодневно, из года в год, полнота сожрет вас. И все-таки кто-то с ней борется и выглядит ничего (хотя бы до свадьбы), а кто-то досыта кушает, сладко спит и только пеняет на судьбу, утопая в новых килограммах.

Возвращаясь к теме: для того, чтобы быть стройным и сексуальным, нужно постоянно трудиться, а для того, чтобы потерять форму, достаточно просто плыть по течению жизни современного городского человека.

Трусость. Этот недостаток в некоторые эпохи и у некоторых народов считался одним из самых страшных для мужчины. Проявление этого качества вообще-то является адекватной реакцией психики на угрозу, и происходит оно из самого базового инстинкта всего живого -- инстинкта самосохранения. А теперь парадокс: трусость порождается страхом перед опасностью, а ее антипод -- смелость, храбрость -- порождаются страхом перед тем, чтобы прослыть трусом. Итак, трусость -- это естественная реакция самосохранения, а смелость -- это достаточно тяжелое волевое преодоление вышеуказанной реакции, которое с опытом может войти в привычку.

Неуверенность в себе. Ее антипод -- уверенность в себе и своих силах (просьба не путать с компенсаторной наглостью) -- на пустом месте тоже не возникает. Адекватная и устойчивая уверенность в себе появляется у взрослого человека после опыта достижений, побед, выполненных целей, осуществленных надежд и полученных результатов. Багаж достижений формирует уверенность и высокую самооценку (пусть и не так быстро, как некоторые психотерапевтические методы, однако надолго и “с гарантией”). А для того, чтобы этот багаж был, надо каждодневно работать… нет, не над собой, над результатами своей жизни.

Недостаточная мужественность или недостаточная женственность. Речь идет о несоответствии поведения человека полоролевым нормам, принятым в данном обществе. Обычно каждому полу приписывается набор ролей с вытекающими из них правами и обязанностями. Настоящий мужчина должен… Порядочная девушка должна…

В социальном отношении каждый ребенок рождается бесполым, и только потом он начинает осваивать свою половую роль. Причем девочка в девушку, женщину вырастет сама по себе, если, конечно, крупных глупостей лепить не будет, а вот путь от мальчика к настоящему мужчине очень труден и не всем вообще оказывается по силам. В мужчину сами по себе мальчики не вырастают. Мужчиной надо стать. В архаичных культурах существуют обряды инициации, посвящения в мужчину. И не всем соискателям удается его с первого раза пройти. Итак, добродетель мужественности дается опять-таки благодаря большому труду. А если просто плыть по течению и жить согласно своим ситуативным желаниям, так можно и остаться унисекс.

Подводя итоги, скажу: формируемые в поступках и предопределяющие новые поступки человеческие качества (которые окружающие люди воспринимают как недостатки данного индивида, и как недостатки сексуально-брачного партнера, в частности) являются адекватным ситуации и собственной природе индивида стремлением сделать добро самому себе. А поскольку такое добро для себя (учитывая что человек проживает в обществе других людей) в конечном счете часто оборачивается для него злом, человеку приходиться сдерживать свои естественные стремления (путем самоподавления и самопринуждения), совершать поступки в большей степени ориентированные на социальные нормы, чем на свои ситуативные потребности, и тем самым формировать в себе качества, которые принято считать достоинствами личности. Переводя это на язык психоанализа, скажу, что в процессе социализации индивид переходит от принципа удовольствия к принципу реальности.

Также надо сказать пару слов о личном росте и духовном самосовершенствовании. Когда мы говорим о преодолении пороков и воспитании добродетелей, надо всегда помнить, что процесс этот долгий, можно сказать, постоянный. Это вот Будде повезло: поработал над собой лет …дцать, сел по дерево и просветлел разом, причем стабильно, без рецидивов в желания и страдания.

У обычных же смертных процесс самоограничения реализуется с очень большим трудом. И даже после многолетней духовной практики только дай себе чуток расслабиться -- враз все пороки возвращаются на круги своя, как джин из бутылки. Недостатки не изживаются, они просто уходят в спячку.

Порочный, то есть осознавший свою природу и несвободу человек, подобен хроническому больному в ремиссии. А для того, чтобы стать порочным, достаточно хотя бы раз вкусить данного порока, почувствовать его вкус, вкус жизни!

Разговор о недостатках можно продолжать до бесконечности, но не за этим мы сегодня собрались, не об этом наш труд…

Как мы говорили выше, объективная цена партнера определяется балансом его достоинств и недостатков. Также мы говорили, что каждому человеку, для того чтобы быть удачно востребованным рынком, необходимо работать и над увеличением достоинств (или хотя бы над созданием их видимости), и над искоренением (или хотя бы маскировкой) недостатков.

Те люди, у которых достоинств от природы вообще мало, если хотят быть хоть сколько-то ликвидными, вынуждены интенсивно работать над собой. А вот о тех, кому повезло родиться с уймой достоинств, как-то: красота, способности, богатство семьи и пр. -- разговор отдельный. Эти немногочисленные счастливчики постоянно находятся на пике спроса, их все любят, многие мечтают быть с ними рядом. И получается, что эти люди, никогда не испытывающие дефицит спроса на себя, уже не имеют того стимула к развитию, как описанная перед этим условная группа. Эти баловни судьбы могут (кстати, вполне обоснованно) позволить существовать и проявляться своим недостаткам. Все равно они всегда будут в фаворе. Также быть порочными могут позволить себе богатые люди. И чем больше их богатство, тем больше можно позволить себе пороков. Подробней об этом в главе о факторах доплаты.

Итак, чем больше у человека достоинств или хотя бы их видимости, тем больше он может позволить себе недостатков, и наоборот.

Иллюстрацией этого может послужить так называемая “звездная болезнь”. Как известно, данный недуг охватывает индивида в тот момент, когда к нему приходит слава. В действительности количество достоинств у такого человека вовсе не увеличивается, просто они приобретают популярность благодаря удачно поставленной рекламе. И часто новоиспеченная звезда, особенно в случае невысокого интеллекта, начинает полагать, что причиной всенародной любви является ее необычайная индивидуальность, собственная ценность, а не реклама, организованная профессиональным продюсером. И как только человек замечает, как высоко его оценивают восторженные массы, он начинает сильно портиться. Причем так молниеносно, что его как человека перестают узнавать родные и друзья.

А в тот момент, когда продюсер, посчитав, что этот (эта) кукла уже отработал свой ресурс, меняет его на другого, недавняя звезда медленно, но верно летит вниз, часто фейсом прям об асфальт. Рекламная поддержка прекратилась, достоинства -- какие были -- и те ушли, остались только непомерные недостатки и амбиции.

Так что выдержать испытание славой и деньгами (медными трубами) и остаться человеком очень трудно.


<< 11.2) Недостатки и их происхождение. Часть 1 << В раздел "Статьи" >> 11.3) Факторы доплаты >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009