Опыт бизнеса в Китае. Часть 4

В тот момент мы обратно перебрались в гостиницу - виза заканчивалась дней через 10, наш самолет во Владивосток улетал через неделю... мы хотели определиться, нужно ли здесь будет наше присутствие, после того как мы выберем-таки производителя и разместим заказ или нет. И пока жили в гостинице.

Суббота (а китайцы работают в субботу до обеда - видимо компенсация за ежедневный 2-х часовой ланч :) ). За полчаса до назначенного времени Дэвид подтвердил, что выезжает из офиса, и спросил, может ли он взять с собой своего ассистента. Кстати, эта компания, в отличие от предыдущих, имела офис в центре города, что впоследствии оказалось очень удобно - так как решать вопросы на фабрике, расположенной в 1,5 часах езды от центра в промышленном районе, было бы мягко говоря очень обременительно - мы очень ценим свое время. Ассистента мы конечно одобрили. :)

Звонок в дверь номера:

- Хэллоу. Ай эм Дэвид.
- Хэллоу, плиз кам ин.

Входит Дэвид - приятная внешность, не южанин. Вообще китайцы - мультинародная нация и сильно отличаются по типам внешности - это мы стали подмечать после недели пребывания здесь, до этого они казались все очень похожи. :) За ним "ассистент" - как потом его нам представили - "производственный менеджер". Абсолютно другой тип, но тоже приятный. Присели, развернули образец и достали разные спецификации на 7" фоторамки. Образец в защитной пленке выглядел менее презентабельно, чем предложенный мистером Дзу (хотя, как оказалось позднее, надо было просто снять защитные пленки). Мы "поморщились" - не нравится, как выглядит - давайте посмотрим функционал.

Включили. Функционал вполне годится - звук немного не понравился, списали на то, что это же фоторамка, а не mp3 player. Как впоследствии оказалось, зря списали. Фоторамка вполне может конкурировать с mp3 плейерами. Но об этом позже.

Спрашиваем, можно ли изменить внешний вид фоторамки.

- Ноу проблем. Выбирайте любой из спецификаций - протягивает нам распечатки Дэвид.

Посмотрели, выбрали два очень симпатичных фрейма (это сама рамка для цифрового экрана). Оговорили цвета, серебряный и черный. Сроки изготовления - 10-14 дней. Возможности русского меню - к сожалению, только на следующий заказ.

- Ок. Все устраивает - хотим посмотреть на фабрику, если понравится - разместим заказ у вас.

- Я постараюсь устроить экскурсию на понедельник. Утром переговорю с боссом - и сориентирую вас точно по времени. Вас устроит экскурсия после обеда?
- Да, конечно. Ждем в понедельник информации. Сэнькс. Си ю он Мандэй.

Первые проблемы

В понедельник Дэвид, как обещал, устроил экскурсию на фабрику. В назначенное время за нами заехали Дэвид, "ассистент" (здесь его представили как продакшн менеджер) и сейлс директор Алекс. Тезки. :) Тепло поприветствовал директора Алексей. Везли нас на новеньком чистом просторном микроавтобусе.

Ехали весело. Троица весело переговаривалась, подтрунивала друг над другом - живые люди, наконец, никакого лебезения и притворства... Алекс тоже неплохо говорил по-английски, поэтому в поездке общались напрямую с Алексом.

Приехали, осмотрелись. Все очень похоже на фабрику мистера Дзу - только рабочие не в униформе, как на фотографии - но мы уже знали что здесь фотографиям доверять нельзя. Все работают - делают большой заказ для Бразилии, размещенный компанией SUZUKI. 10000 mp3 players - точные копии iPod. :) Все чисто, аккуратно - в общем нам понравилось.

- Какие условия поставки?
- FOB Гонконг.
- А можете FOB Шанхай?
- Ноу проблем, - подписывается Алекс.
- Cколько дней производство?
- 10-14 дней. Но постараемся быстрее.
- Ок, поехали в ваш офис. Обсудим условия сделки.

Приехали в офис. Здесь наш ждал первый сюрприз. Обговорили финансовые условия. Дальше поставка и сроки.

- Порт доставки сообщим чуть позднее, когда определим наиболее выгодную логистическую схему... Ок?
- Ноу проблем, - снова подписывается Алекс.
- Значит завтра подписываем договор, вносим депозит 30% и работаем, так?
- Так.
- Нам еще нужны 3 образца для сертификации в России как можно скорее с евровилкой, и маркерами моделей. Когда будут? - спрашиваем мы.
- Через 6 дней. То есть во вторник-среду.
- Опа... а раньше никак? У нас визы заканчивается и самолет в субботу... - объясняем мы. Попутно призадумываемся, как быть.
- Нет, раньше никак. Мы, конечно, постараемся, но никаких гарантий, - объясняет Алекс.
- Жаль... На случай, если нам потребуется ваша помощь с визами, - поможете?
- Ноу проблем. Дэвид хотел обсудить с вами кое-какие детали.
- Ок, - подходим к Дэвиду.

- Знаете, вот те фреймы, которые я показывал вам вчера, мы сделать не можем, - говорит нам Дэвид.
- Почему???
- Понимаете, ваши фоторамки - это ESS солюшен, а эти фреймы для других солюшенов, - впервые слышим мы загадочные слова...
- И что?
- ... У них там другие внутренности и фреймы заточены под каждое решение, - кое-как добиваемся вразумительного ответа мы....
- Хорошо, а какие фреймы вы можете сделать для нашего ESS солюшена?
- Я пока не уверен - я пришлю вам фото завтра.
- Ну, хорошо - уже настороженно отвечаем мы. Но, в целом, ситуация нам уже знакома.

Во время переговоров с мистером Дзу они тоже грозились сначала сделать одни фреймы, потом приехали - сказали, мол, извините, но такие на данный момент мы сделать не сможем, сможем другие, а деревянных фреймов вообще придется ждать месяц и т.д. и т.п.

- А можем мы выбрать фрейм с вашего сайта? - вдруг приходит нам на ум отличное решение.
- Ну... в общем вы понимаете, на сайте выложено много новых моделей, к тому же многие из них для других солюшенов - в общем я вам завтра утром пришлю фото, все равно у нас образцов нету, и вы по фото выберите.

"Хм, значит правду говорят", - про себя отмечаем мы, - "что полагаться на картинки сайтов, образцы и даже выставочные павильоны здесь нельзя - и если кто-то говорит, что может сделать что-то, - это совсем не факт :)".

- Хорошо, пусть будет так, - миролюбиво подводим итог мы...

На следующий день Дэвид присылает фотографии - потом приезжает сам. Мы по фото выбираем фрейм, подтверждаем цвета (черный и серебрянный снова), подписываем договор и отдаем депозит. Поехали...

Сами в раздумьях - поговорили с другом, возьмется ли он проверить качество готового товара, если мы отправимся во Владивосток, и отправить его нам. Получили его "ответственное да". :) Но все-таки что-то покоя нам не давало, нельзя уезжать - взвесили все "за" и "против" и решили остаться, пока будем считать нужным.

И как оказалось не зря, потому что приключения только начались.

Цифровые фоторамки. Первые образцы...

Подходит среда - день, когда мы должны получить первые образцы. За это время мы уже сделали новую визу, сняли квартиру, обустроили офис с интернетом и познакомились с менталитетом китайцев поближе через китайского друга Дэвида. :)

Вечер. Дэвид привозит нам образцы...
- Вот ваши образцы, только я нашел там четыре проблемы...
- Проблемы?! Какие?!
- Вот:
1. цвет фреймов недостаточно насыщенный, вместо черного - грязно-темно-серый, а серебристый - просто серый...;
2. кнопки управления на задней панели рамки не подписаны совсем;
3. не наклеили маркеры моделей;
4. подставка для рамки никуда не годится - крепеж проворачивается, и рамка падает...

- Ну, давай, разворачивай, посмотрим - уже всерьез беспокоимся мы...

Дэвид достает образцы, устанавливаем, подключаем... Перед нами во всей красе предстает корявая недоделанная фоторамка с одноцветным меню. Функционал, в принципе, соответствует, но все очень жутко тормозит, цветопередача ущербная, и фотки немного растягивает. Мы в шоке... То, что мы смотрели в качестве образца перед заключением договора, только размерами напоминает произведенный для нас товар.

Все наши, мягко говоря, "претензии" мы даем под запись Дэвиду - сам он нам ничего сказать не может:
- Я всего лишь клерк, мне что дали, то я и привез. Я все недочеты передам, но... Советую вам приехать в офис и там разбираться с сейлз-директором и продакшн менеджером.

На следующий день приезжаю в офис. Меня встречают Дэвид и Алекс (сейлс-директор). На столе в комнате переговоров - наши образцы.

Алекс, радушно приглашает присесть:
- Дэвид сказал, что вам что-то не понравилось в образцах?
- Не понравилось, это мягко сказано, Алекс. Образцы никуда не годятся, с ними куча проблем - и они совсем непохожи на те фоторамки, которые мы заказывали.
- Ну да, небольшие недочеты есть, не переживайте, мы подправим...
- Алекс, это не небольшие недочеты. Пусть принесут образец, который нам показывали до заключения договора, сравним.

Дэвид приносит со склада "тот самый" образец. Устанавливаем, включаем. Я про себя подмечаю, что это не тот образец, судя по меню - здесь есть календарь и будильник. Пока молчу - "образец для продаж" отличный и прекрасно демонстрирует ущербность нашего... По очереди показываю Алексу в чем отличие образцов, он серьезно кивает головой и убегает за продакшн менеджером...

Через пару минут подходят оба. Продакшн менеджер какое-то время рассматривает оба образца, затем что-то объясняет Алексу. Алекс мне переводит:
- У вас другое решение, поэтому их нельзя сравнивать.
- Какое?!
- Zoran.
- Как Zoran!? Мы же заказывали ESS! Алекс, что за дела?

Алекс какое-то время разговаривает с Дэвидом и продакшн менеджером.
- Дело в том, что тот фрейм который вы выбрали - он для решения Zoran. Все, что вы хотели по функциональности - есть в этом решении и в этих образцах - поэтому я не вижу никакой проблемы.
- Алекс, зато мы видим проблему и большую. Мы заказывали такую фоторамку как эта, - показываю на "образец для продаж" - а получили абсолютно неприглядный, недоделанный товар, который никому не будет нужен!

Опять минут десять переговоров на китайском.
- Это не тот образец, который вы смотрели перед заказом, - торжественно говорит мне Алекс, - тот мы продали уже. Вы смотрели ESS, а это M-logic.

- ... Пусть так, но ESS, который мы смотрели, по всем параметрам значительно превосходил то, что мы получили, и был очень похож на этот M-logic. Вы можете изменить решение, которое сделали нам, на ESS или M-logic?

10 минут переговоров.

- Нет, изменить решение мы не можем никак! Совершенно никак! Мы закупили уже все запчасти, платы, экраны, - разводит руками Алекс.
- Нет, так не пойдет, - настаиваю я. - Мы купили ESS, а получили эту фигню. Или давайте нам ESS, или мы забираем деньги.

"Деньги" оказываются ключевым словом. Еще 10 минут переговоров с продакшн-менеджером.


<< Часть 3 << В раздел "Статьи" >> Часть 5 >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009