Опыт бизнеса в Китае. Часть 3

В общем едем дальше. На фабрику.

Час езды, и мы въезжаем в промышленный район города около международного аэропорта. Территория разбита на зоны, огороженные от других забором и воротами. В этих зонах жилые дома тесно-тесно друг к другу так, что кажется можно из окна одного дома дотянуться до окна другого - перепрыгнуть уж точно можно. Проезжаем, как по лабиринту, по дорогам между жилыми и рабочими зонами.

Здесь находится большое количество фабрик по выпуску электронной продукции - все, как на подбор, одинаковые трехэтажные здания с прилегающей небольшой территорией и тесно стоящими к ним жилыми домами, где живут рабочие этих фабрик. Порой встречаются и инфраструктурные постройки этого общества - магазинчики, ларьки, какой-то клуб даже встретился - замкнутый мир.

Если бы не улыбки рабочих на улицах и на фабрике, и носили бы они угрюмые лица, я бы подумал, что здесь делается "всё для фронта и для победы" - настолько всё плотно, тесно, оптимизировано на каждом клочке земли. Потом я вспомнил, что китайцев полтора миллиарда, и они вынуждены тесниться. И земли на всех не хватает.

Подъехали к фабрике. Охранник открывает ворота, мы въезжаем, выходим из машины, и Мистер Дзу махом руки приглашает меня следовать за ним. Медленной и чинной походкой проводит на первый этаж.

Конвейер. Точь-в-точь, как на "фабрике на коленках". Только помещение намного больше. Две линии конвейера - по два ряда рабочих столов с рабочими в синих халатах и конвейерными лентами между столами. Лента через определённые интервалы времени включается, передвигая дальше какие-то запчасти. Не могу толком понять, что они делают, но Мистер Дзу комментирует: "DVD players". И показывает рукой на одну из комнат, прилегающих к производственному залу. Там стоят на поддонах, готовые к отправке ящики с DVD-плеерами. Адресат на ящиках - немецкая фирма в Германии.

- Вы делаете их для Германии? - спрашиваю я.
- Да, - с гордостью за себя отвечает мне Мистер Дзу, - мы выпускаем их под маркой "GO WELL"
- Это хорошо, что вы работаете для немцев.

По моим представлением, если китайская фабрика работает для немцев, значит качество производимых здесь товаров высокое, немцы в этом деле очень требовательны. Мы тоже.

Поднимаемся на второй этаж. Опять конвейер, один только. Большой зал разделён на два помещения, и мы, пройдя сквозь конвейер, на котором, как объяснил Мистер Дзу, проверяли качество сборки LCD телевизоров, вошли в другое. Здесь стояли две небольшие автоматизированные линии. Роботы штамповали какие-то платы. Сумбурных объяснений я не понял - похоже ни я, ни Мистер Дзу в этой технической части нашего бизнеса толком не разбираемся.

Проходим дальше по этажу и сворачиваем в маленькую комнату к инженерам. Здесь Мистер Дзу обещал показать образцы. Входим... Ботаники, блин, накурили - хоть топор вешай. Прищуриваюсь и смельчаю дыхание. Прохожу в конец комнаты к столу у стены.

На столе стоят два образца, уже включенные. Один показывает какое-то кино, на другом в режиме слайд-шоу крутятся фотографии. Беру пульт и начинаю щёлкать меню. Покрутил, повертел. Взял фоторамку в руки, оглядел со всех сторон. Крепко, надёжно, вполне презентабельно. Мне понравилось.

Говорю Мистеру Дзу: "О-кей, пойдём в офис". И мы выходим из этой коптильни. Поднимаемся на третий этаж - там офис продаж...

Помещение разделено офисными перегородками на крошечные ячейки, в которых стол с компьютером и стульями. Около тридцати рабочих мест для менеджеров по продажам. На пороге Мистер Дзу чуть притормаживает и машет рукой кому-то, затем сворачивает направо, и мы входим в его офис.

Комната с двумя большими, богатыми столами, диванчик для гостей и журнальный столик. Мужчина с одного из столов встаёт и куда-то, не глядя на нас, уходит семенящей походкой. Мистер Дзу выкатывает кресло из-за своего, по-видимому, стола и, остановив его у журнального столика, садится в него. Я сажусь на диванчик. Сидим. Молчим.

- Чего ждём? - спрашиваю я.
- Джейн, ту девушку, с которой вы разговаривали по MSN, - отвечает Мистер Дзу.
- Ок.

Через минут пять приходит Джейн с распечатками наших с ней бесед по MSN, садится в кресло рядом с диванчиком. Сидим. Молчим.

- Чего ждём? - опять спрашиваю я.
- Вот Джейн, - говорит Мистер Дзу, - разговаривайте.

Странное ощущение у меня, как-будто Мистер Дзу не при делах и лишь привёз меня на фабрику. Хотя по всему видно, он старший над Джейн - её начальник. Я поворачиваюсь к Джейн и пытаюсь рассказать ей, что образцы мне понравились, и я хочу увидеть спецификацию. Она с пятого раза меня понимает. Едва выговаривает фразу "Май орал инглиш из вери пуур", хотя пишет на нем очень даже неплохо. И учитывая, что китайским я не владею, и мой английский тоже хромает, я делаю вывод, что разговаривать устно у нас с ней не получиться.

Мы проходим в её клетушку, и она начинает ра-а-а-а-бо-о-о-отать с компьютером. Я это священодействие наблюдаю. Винда 95 года, Вёрд 93-го и жуткие тормоза. По-моему у ней там раритет типа Пентиума-160 с шестнадцатиметровыми мозгами. И так у каждого. И всё это стадо динозавров объединено в сеть, плюс один принтер на всех в углу зала. Через десять минут дожидаюсь спецификации.

Читаю. Убеждаюсь, что модель семидюймовая, как мы и хотим. Мультимедийная со звуком.

Приносят три образца, и мы идём в офис к мистеру Дзу. Там я с ним, потому как именно он меня худо бедно понимал, обговариваю все условия сделки. Наталья помогает мне по телефону, у неё английский на высоте. Ударяем по рукам, я отдаю 800 юаней за три образца, водитель отвозит меня обратно домой. С Мистером Дзу договорились, что завтра в 10:00 он за мной заедет, и мы едем на фабрику, где я подписываю договор и оставляю депозит 30% от суммы договора.

По дороге по телефону рассказываю Наталье, как мне понравилась эта фабрика. Всё чисто, рабочие в голубых халатах и беретах. Окна чистые, не душно. Люди открытые. В общем, я остался доволен и своё удовлетворение от встречи сумел передать Наталье. По сравнению с "фабрикой на коленках" контраст конечно был сильный.

Приезжаю домой. Наталья встречает меня, мы разворачиваем образцы, ставим на стол, включаем и... Она говорит, что экран какой-то маловатый по сравнению с теми, что она изучала на "фабрике на коленках" и рассматривала на выставке.

- Не может быть, - говорю, - вот в спецификации и в паспорте к фоторамке на обложке написано "Экран семь дюймов".

Наталья берёт в руки паспорт (он на английском был) и листает. На последней странице находит такие строки: "Экран 6.5 дюймов"... Мы офигели...

Тут чуть технических подробностей. Китайцы закупают экраны в четырёх местах: Сингапуре, Тайване, Корее и Японии. Сами не делают, уж как нам эти же китайцы и рассказывали. И основная стоимость фоторамок заключается именно в экранах, дальше чипсет, о важности которого мы тогда ещё не знали, память и другое, включая и расходы на сборку, что в общем-то минимально. Так что, подсовывая нам модель с экраном в 6.5 дюймов и выдавая её за модель с экраном в 7 дюймов и запрашивая соответствующую цену они получали неплохую прибыль... А Мистер Дзу, ещё показывая мне сайт своей фабрики, говорил, что надеется, что в будущем мы будем заказывать у них и DVD-плееры, так как с этих фоторамок они профита почти не имеют...

Садимся за MSN, вызываем Джейн и спрашиваем...

- Это фоторамки с семидюймовым экраном?
- Да.
- А почему у них экран меньше, чем у тех, что мы видели на другой фабрике, и почему в паспорте написано что экран 6.5 дюймов?
- Ну, ЭТУ модель семидюймовых фоторамок мы выпускаем с 6.5 дюймовым экраном, - спокойно парирует Джейн.
- А почему в спецификации написано, что экран 7 дюймов?
- Я ошиблась, сори, - все так же спокойно уверяет Джейн. - Но это очень хорошая и популярная модель.

Мы оседаем... Вот это наглость... Ещё находясь во Владивостоке, мы посылали ей запрос на семидюймовые фоторамки. Всегда в разговоре упоминали о семи дюймах. И тут такая подача, без прикрытия...

Короче, мы назвали ошибку Джейн злым умыслом, поругались на неё. Она через некоторое время начала извиняться за оплошность, ошибку, уверять в отсутствии злого умысла, и так далее, мол, пощадите меня такую недостойную. Мы говорим, что завтра ждём Мистера Дзу, как договорились в 10 часов утра, с объяснениями, и пусть привезёт наши деньги и заберёт эти ненужные нам фоторамки. Она сказала, что они привезут ещё и образцы семидюймовых фоторамок. Мы, подумав, "Чёрт с ними, пусть везут", согласились. Но сами, под впечатлением такого наглого кидалова, решили найти другого производителя.

Размещение заказа

Приятные люди

С фабрикой, где нас попытались кинуть с размером экрана фоторамки, мы работать, конечно, отказались. Вернули образцы, забрали свои деньги,- правда аж на третий день общения с ними. :) Одна из особенностей Китая, как нам здесь потом объяснил друг-китаец - никогда ничего не делается вовремя и верить никому нельзя. Но об этом позже.

После удивительно недолгих разговоров мы остановили свой выбор на фабрике, где нам понравились люди :) - в первую очередь менеджер по продажам и топ-менеджер компании, с которым мы познакомились во время экскурсии на фабрику. А как быть, рассудили мы: выбирать партнера по цене - ошибка, по качеству образцов (которые, кстати, можно быстро сбегать купить на рынке) и внешнему лоску - тоже никакой гарантии - кинут легко в обоих случаях.

Конечно, мы посмотрели образцы и фабрику - они произвели на нас приятное впечатление, но ключевым фактором оказались люди. И хотя приключений с ними (неприятных в том числе) мы обрели предостаточно, выбором мы остались довольны. А приключения эти - очень полезный опыт работы с Китаем, опишем обязательно.

Как все начиналось...

Один из сейлс-менеджеров, с которыми мы общались по msn, периодически выходил на контакт с нами с предложениями совместного отдыха и помощи, несмотря на то, что размешать у него заказ мы отказались сразу же ввиду очень высокой - по нашим тогда меркам - цены. Но парень, снова Дэвид - уже другой, конечно (видимо это популярное имя в Китае :) ) - оказался очарованным Россией в целом и Москвой в частности. И не оставлял попыток подружиться с нами.

После серии приключений, описанных в предыдущих постах и опущенных за ненадобностью, мы решили рассмотреть-таки его предложение, несмотря на высокую, на первый взгляд, цену. Договорились о встрече и просмотре образцов.


<< Часть 2 << В раздел "Статьи" >> Часть 4 >>



На правах рекламы. В повседневной жизни мы постоянно используем ручки, подставки, бумажки... Важно, чтобы канцелярские товары были качественными: ручка не текла в нашей любимой сумке, степлер не заедал. Тогда и работа будет в удовольствие: когда ты концентрируешься на том, что ты делаешь, а не на непишушей ручке.
 

Copyright @ by Lehach, 2009