Системы мотивации и методы управления персоналом: как добиться большей ответственности от своих помощников



Чуден Днепр при тихой погоде. Но еще чуднее персонал в некоторых наших Российских компаниях.

Итак, на дворе поздняя осень 2005 года. А на душе у кого как получается.

Почему я решил высказаться по этому вопросу? Честно говоря, уже надоело слушать жалобы на эту тему.

Два слова о себе. Я не профессиональный писатель разных статей. Мне как-то удалось создать несколько довольно успешных бизнесов и вырастить около 20-ти долларовых миллионеров. Сейчас я занимаюсь тем, что работаю с первыми лицами российских и не только российских компаний. Не буду даже говорить, чем именно я с ними занимаюсь, так как эта статья не рекламная.

Последнее время я стал все чаще слышать от многих друзей владельцев маленьких и средних компаний, что самая большая проблема, с которой они сталкиваются, это то, что очень низка ответственность у персонала, и даже у ближайших помощников. (Кстати, в мировой терминологии, если у компании годовой оборот менее 1 млрд $ - это малый или средний бизнес). Разные специалисты с экранов телевизора говорят о том, что в стране больше всего ощущается нехватка хороших администраторов. Да, не политиков и бизнесменов, не силовиков и ученых, а именно талантливых администраторов, таких как Лужков, Чубайс, Абрамович и т.д.

Я написал это и подумал, что нормальных силовиков наверно тоже не хватает. Если бы они были, откуда бы взялись проблемы с терроризмом.

Если посмотреть во всемирно известном толковом словаре “ Webster ”, то можно увидеть следующее определение: “Администрирование – определенные принципы, способы и рационализированные методы, к которым прибегают, чтобы достичь целей организации или выполнить стоящие перед ней задачи”. В российском Большом Энциклопедическом Словаре вы найдете совершенно другое определение: “Администрирование – бюрократический метод управления посредством командования”.

Как говорят в Одессе, почувствуйте разницу. Такое ощущение, что это определение придумал и озвучил товарищ Шариков, персонаж из “Собачьего сердца” Михаила Булгакова. Теперь вы можете вспомнить какого-нибудь администратора из западного отеля и из нашей российской гостиницы. Они ведут себя соответствующим образом.

На мой взгляд, все дело в том, что в России и в СССР достаточно долго и упорно занимались тем, чтобы как можно больше подавить всех, кто действительно мог организовывать, ставить какие-то цели и добиваться их выполнения. Сначала было уничтожено дворянство и фабриканты, потом те, кто умело распоряжался землей – “кулаки”. Наверно не имеет смысл описывать то, как уничтожалась ответственность у нас в стране на протяжении нескольких поколений. Гораздо интереснее разобраться, что с этим можно сделать.

Что такое ответственность

Мне хотелось бы остановиться немного подробнее на определении слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В толковом словаре ответственность определяется как:

«Необходимость, обязанность давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их последствия». А под словом ОТВЕЧАТЬ имеется ввиду «поступать каким-либо образом в ответ на что-либо».

В общем, слово ответственность можно объяснить очень простыми словами – это способность быть причиной чего-либо. И если сотрудник действительно берет ответственность за какую-то область бизнеса, это означает, что он добивается порядка и успеха в этой области. И в принципе, от него не требуется большего, просто взять и достичь успеха в этой области.

Когда человек, даже такой выдающийся, как бывший президент нашей страны, готов руку или ногу положить, утверждая, что что-то будет сделано или приведено в порядок, то это уже определенная степень безответственности. Кому нужна эта рука или нога, важно чтобы что-то было сделано!

Существует шкала ответственности, очень хорошо описанная классиком американского менеджмента Л. Роном Хаббардом.

Наверху этой шкалы находится ответственность, как способность и желание быть причиной чего-либо.

Ниже идет обвинение окружающих в том, почему что-то не получилось. Сюда же можно включить и обвинение различных обстоятельств.

Еще ниже человек, если окружающие не принимают на себя обвинений с его стороны, скатывается до признания своей вины по поводу того, что что-то не было достигнуто.

Можно привести очень простой пример. Человек идет и не падает. У него самая высокая ответственность за то, что он идет. Немного ниже будет, если он идет, идет, и вдруг упал. В этом случае человек с высоким уровнем ответственности за свою ходьбу просто поднимется, отряхнется и пойдет по своим делам.

На более низком уровне он начнет ругаться по поводу чего-либо или кого-либо, обвиняя их в своем падении. На еще более низком уровне он начнет копаться в самом себе и обвинять себя в том, что он даже ходить не может.

Я достаточно подробно остановился на определении ответственности для того, чтобы легче было понять, что с этим можно сделать.

Корни безответственности персонала в компании

Я надеюсь, вам может быть интересно, откуда же возникает эта безответственность.

На днях, по дороге на работу, я услышал “замечательную” рекламу одного из женских журналов. Это звучало очень забавно: «Как соблазнить шефа или 10 способов того, как заняться сексом в офисе». Мне лично, как владельцу компании, совершенно не нужно, чтобы меня соблазняли или занимались сексом в моем офисе. На мой взгляд, просто у некоторых психологов, вместе с их основоположником, переклинивает голову и не только.

Вы знаете, как говорят в Одессе «Мухи отдельно, а котлеты отдельно». На работе лучше научиться заниматься чем-то полезным, что помогает развиваться компании, да и каждому сотруднику лично. Это я, кстати, отвлекся. Секс на работе не имеет к этому никакого отношения, это просто одно из проявлений безответственности, такое же, как алкоголь, компьютерные игры или рассматривание картинок в Интернете.

На мой взгляд, все очень просто. Если у человека с раннего возраста подавлять желание что-либо создавать или чего-либо добиваться, это не способствует повышению ответственности. Максимилиан Волошин писал об этом в своих стихах: «Из всех насилий на Земле тягчайшее есть воспитание». И если к этому добавить нашу систему образования… Просто попробуйте вспомнить, причиной чего вас приучили быть в школе или институте. Тем не менее, есть те, кому удалось в большей степени справиться с подавлением своего природного чувства ответственности.

Примеры эффективных действий по увеличению ответственности персонала

Несмотря на все ужасы, которые я описал, с этим можно справиться.

Одним из основных качеств любого руководителя является способность ставить цели для персонала и вызывать желание их достигать. Я не первый скажу, что именно желание достигать поставленных целей является одной из основных составляющих успеха любой организации и самым большим ресурсом, который есть у любого руководителя.

Мне повезло на знакомство с большим количеством по-настоящему талантливых руководителей. Однажды я наблюдал и помогал создавать команду для новой компании Александра Геннадьевича Куликова. Он является создателем достаточно большого количества различных предприятий в Нижнем Новгороде и Москве, например, Производственной группы «Земляне». У него я научился тому, как эффективно проводить планерки. Раз в день руководители различных направлений встречаются на планерке, где зачитывается цель компании. После этого каждый из них рассказывает, что было сделано для достижения этой цели сегодня. Тому, кто действительно сделал что-то стоящее, аплодируют. А тем, кому нечего сказать, приходится либо молчать, либо как-то оправдываться. Ну а Александр Геннадьевич просто еще раз спрашивает, а как это приблизило компанию к ее основной цели или какой-то цели, стоящей на ближайшее время.

После этого ставятся задачи, которые необходимо выполнить в ближайшее время, и секретарь записывает эти обязательства в журнал, чтобы к ним можно было вернуться на следующей встрече. В результате этой планерки у руководителя направления не остается никаких шансов отсидеться за спинами других. Либо он берет ответственность за свою область и достигает поставленных целей, либо просто освобождает место тому, кто способен это сделать.

Это один из простых примеров. Существует большое количество инструментов, которыми пользуются успешные руководители. В большинстве крупных компаний существует набор определенных правил, которыми пользуются ее сотрудники и владельцы для разрешения различных ситуаций. Они помогают не забывать успешные действия, а также не повторять ошибки, наступая на одни и те же грабли помногу раз. То есть, обязательно наличие известных целей и правил, используемых в компании. Пример этого вы можете увидеть, зайдя на сайт такой известной в России компании, как “Миэль”.

Достаточно часто встречается ситуация, когда в маленьких компаниях нет четко прописанных обязанностей руководителей и сотрудников, отсутствуют четкие правила поощрений и взысканий. Это обычно приводит к тому, что, с одной стороны, вы платите непонятно за что, может быть даже за секс в офисе или просто за то, что человек вышел на работу. С другой стороны, сотрудник не знает точно, что ему нужно сделать, чтобы заработать больше.

Да, еще я хотел бы уделить немного внимания постановке задач. Очень часто приходится сталкиваться с тем, как руководитель дает какое-то поручение сотруднику, а тот радостно кивает головой и берется за его выполнение. Наверно вам это хорошо знакомо. Очень помогает один небольшой прием. Прежде, чем его отпустить, выясните, а КАК он собирается достичь поставленного результата. А если еще попросить сформулировать это на бумаге, то вы увидите, ЧТО он на самом деле понял и ЧТО у него может получиться в результате. А еще это дает вам возможность его скорректировать и, обычно, существенно экономит ресурсы и время.

Конечно, невозможно в одной такой маленькой статье перечислить все известные мне инструменты для поднятия ответственности персонала, да в этом и нет необходимости. Могу сказать точно, собраться вместе и выпить – не помогает, я проверял неоднократно. Можно вывезти сотрудников в лес, где они встанут в круг и вместе начнут плевать в центр. Это неплохое развлечение, которое придумали тимбилдеры («специалисты» по созданию команд), но оно обычно не повышает продуктивности в компании, можете поинтересоваться у тех, кто это заказывал.
 

Copyright @ by Lehach, 2009