Еще раз "Про это"



"Если будете хорошо себя вести - заработаете еще не раз"


“Первое в России ток-шоу о сексе и любви!" - так говорит Елена Ханга в начале каждой передачи "Про это". Московская журналистка, успевшая в свое время поработать в перестроечных "Московских новостях" и "Взгляде", уже довольно давно живет в США, прилетая в Россию лишь раз в два месяца - на съемки очередного блока своих еженедельных, с субботы на воскресенье, заполуночных выходов к любителям интимных бесед.

Год назад внимание к премьере программы было вызвано прежде всего личностью продюсера Леонида Парфенова, о чьей творческой удачливости в коридорах "Останкино" ходят легенды. "Первое в России", однако, оказалась довольно посредственной передачей - ведущая почти неживая, да и герои скучнее, чем обязывает тематика. Точку поставила нагуталиненная Татьяна Лазарева из юмористической "О.С.П.-студии", чья пародия окончательно превратила название программы в имя нарицательное.

В кулуарах "Останкино" не раз приходилось слышать мнение, что ток-шоу "Про это" - продукция скорее "пробирочной", нежели естественной селекции. Что 45-минутный выпуск передачи снимается невыносимо долго по очень жесткому сценарию, при этом ведущей постоянно "дают в ухо" - на телевизионном сленге это означает бесперебойную скрытую радиосвязь с сидящим за кадром режиссером - а с героями заранее тщательно проговаривают сценарий и все "вопросы из зала", написанные на бумажках и отданные статистам в рядах публики. Никакой импровизации, все заранее срежиссировано и продумано, а значительная часть "героев" излагают придуманные тексты, получая деньги за сыгранную роль.

С большой долей телеромантизма можно было бы предположить, что подобные байки распускаются "злыми языками", но когда обозревателю "ОГ" представилась возможность проверить сей факт на собственном опыте...

В России работает некий западноевропейский медицинский концерн "Пфайцер". Среди прочих препаратов он распространяет таблетки голубого цвета по 10 долларов за штуку - пресловутую "Виагру", средство от мужского бессилия в амурных делах, не так давно получившее право продаваться и в нашей необъятной стране. С того дня практически ни одно СМИ не осталось равнодушным к сексуальным проблемам сильнейшей части населения. А под Новый год чудо-средство наконец добралось и до производителей программы "Про это".

Мое личное участие в акции по рекламе этой самой "Виагры" началось с телефонного звонка приятеля Виталия. 28-летний кардиохирург сообщил, что некие друзья дают ему возможность заработать 200 долларов, снявшись героем в программе "Про это". "Если хочешь, для тебя с женой там тоже место найдется", - предложил он.

Жену удалось убедить остаться дома - "останкинские" сквозняки крайне опасная штука для женщины на девятом месяце беременности, - и на следующий день мы с Виталием уже стояли в холле "Останкино", стараясь держаться в рамках приличий, дабы не вспугнуть представителей программы "Про это" и концерна "Пфайцер", с которыми нам предстояло собеседование. Кто будет есть "Виагру" от хорошей жизни? Сама тема обязывала нас к смирению.

Устроители программы поразили своей деловой хваткой. Татьяна, женщина средних лет из PR-агентства "Михайлов и партнеры", сообщив нам, что "если будете хорошо себя вести - заработаете еще не раз", отвела в офис "Про это" к молодому, но уже опытному редактору Анжеле.

Телефон в офисе программы звонил бесперебойно - оказывается, "Московский комсомолец", являющийся информационным спонсором программы, крайне популярен среди людей с открытой душой. Правда, в большинстве случаев поднимающие телефонные трубки сотрудницы очень быстро краснели и грозили подать на звонящих заявление в милицию.

Как только мы заявили, что ради популяризации "Виагры" готовы практически на любой сценарий - наши кандидатуры были моментально утверждены. Я не стал скрывать, что работаю журналистом - правда, не уточнил, в какой области, - но это никого не смутило. "Деньги получите сразу после съемки", - заверили нас.

По сценарию выходило, что Виталий, эдакий "новый русский", побывал в нескольких автомобильных авариях, параллельно устав от изнуряющего бизнеса, и теперь усиленно ищет средство, способное вернуть его к полноценным отношениям с женщинами. Он должен был выступать первым. Для меня никакой конкретной роли не нашлось. "Мы созвонимся с вами накануне и все придумаем", - сказала редактор Анжела. В этот момент появился еще один "герой" - лысый мужчина лет пятидесяти, похожий на учителя труда среднеобразовательной школы, в сопровождении девушки, похожей на медсестру в отпуске. "А это наши добровольцы", - представила пару Татьяна, укоризненно посмотрев на нас. Выяснилось, что мужчина действительно принимал "Виагру" и готов сняться бесплатно.

Про девушку, правда, так ничего и не объяснили.

Накануне съемок я уже было решил, что все сорвалось - никаких звонков не было. Внезапно объявился Виталий. "У этого мужика, который испытывал "Виагру", похоже, проблемы. То ли с сердцем, то ли с девушкой. Короче, он в больнице. А без позитива "Пфайцеру" "Про это" и даром не нужно!" - сообщил он. Съемки оказались под угрозой, и был срочно необходим положительный герой, без комплексов и желательно со счастливой на вид спутницей жизни. Пришлось позвонить другому приятелю, главному редактору информационного агентства "ИМА-пресс" Артему - зная его изощренное чувство юмора, на отказ рассчитывать не приходилось. Однако 27-летний журналист Артем был повторно разведен и образ жизни вел пока холостяцкий - так что добыть для него "спутницу жизни" взялся Виталий, что с успехом и выполнил уже в день съемок.

Так мы и появились в "Останкино" в ту холодную субботу 12 декабря, примерно за час до начала нашего "геройства". Виталий раздобыл где-то девушку Надежду, чье обаяние и деловой подход сразу же успокоили всех взволнованных. Артем тоже всем понравился, хотя представитель "Пфайцера" сначала потребовал приклеить ему усы "для возраста" - слишком уж молодежным получался состав, но после от этой абсолютно комической затеи все же отказались. По сценарию выходило, что я после многочисленных наскучивших мне брачных ситуаций уже больше года избегаю женщин, - к "Виагре" пока не готов, а вот Артем после трехлетнего запоя потерявший ко всему интерес, полгода назад встретил Надежду и, приняв "Виагру", получил счастье в семейной жизни. "Как она хоть выглядят, эта таблетка, которую я принимал?" - допытывался Артем у представителя концерна "Пфайцер".

Дальше была рутина съемочного процесса, который длился более трех часов и был невыразимо скучен. Публика не проявляла никакой заинтересованности - юноши сидели задумчиво, девушки отчего-то потупившись. И ведущую, и нас неоднократно просили повторить то или иное утверждение и не выходить из страдальческого образа, а вопросы из зала зачитывались "с листа". После передачи редактор Анжела сообщила, что за нас с Виталием она получила замечание - дескать, мы смотрелись слишком "подставными". Зато в тот факт, что Артем и Надежда познакомились только перед съемками, не поверил даже опытный режиссер.

Елена Ханга к технологии отнеслась абсолютно безучастно - это была ее третья съемка за день. Поблагодарив нас "за организацию просветительской акции", она сухо распрощалась и ушла. Потом Татьяна из "Михайлов и партнеры" извинилась за отсутствие в данный момент каких-либо денег - к тому же выяснилось, что, поскольку Артем платно заменил приболевшего добровольца-испытателя, нам всем заплатят по 150 долларов. И действительно - заплатили уже через два дня, без всяких расписок, "черным налом".

Передача вышла 19 декабря.

Насколько это помогло "Пфвайцеру", пока неясно. Насколько эта акция помогла программе "Про это" - неясно тоже.

Вот, собственно, и вся история. То, что за деньги наше телевидение может изготовить любую "джинсу", то бишь скрытую рекламу - вряд ли является большим секретом. Есть темы, на которых без пресловутых "подставок" действительно не обойтись. Вопрос, страдают ли от "того зрители, вряд ли правомерен - главное, что изготовители зрелища выполняют свою работу точно и в срок. Особенно если она оплачивается.

Комментарий от Петра Малахова:

Тема заинтересовала меня. После некоторых «раскопок», я обнаружил, что практически все наши якобы откровенные и честные ток-шоу, на само деле хорошо режиссированные, и отлаженные спектакли. А подавляющее количество их участников будто откровенничающих перед микрофоном и на всю страну выставляющие свои болячки и грязное белье – на самом деле подсадные утки, с заранее отработанным сценарием в голове и микрофоном в ушах. Часто это просто студенты театральных училищ, или малоизвестные актеры, подрабатывающие таким образом себе на кусок хлеба с маслом. Плата за ЭТО, от 50 до 200 долларов. Все зависит от «сложности» роли и количества, добровольно выливаемого на собственную голову навоза. Как говорится – пол часа позора и ты счастливый обладатель 30 серебряников. «Моя семья», «Я сама», «Большая стирка», «Принцип домино», «Чего хочет женщина», «Окна с Нагиевым» и т.д. – все эти программы использовали и используют подсадных актеров и статистов.

Зачем все выдуманные истории, как по заказу, рассказывают о чем-нибудь гадком, подлом и грязном – это отдельный повод для размышлений. Зачем мы смотрим ЭТО, даже не охота задумываться, уж очень нехорошие мысли в голову лезут.

Статья датирована аж 1998 г. Телевизионные технологии, пришедшие к нам из счастливой страны «победившей демократии» и родины «свободы слова», с тех пор, стали еще изощреннее, наглее и агрессивнее. Ведущие потеряли последнюю человеческую искорку в глазах, они перестали разговаривать с нами, зато приобрели манеру орать в ухо (вы когда-нибудь обращали внимание на то, как ведет передачу мой тезка из «Большой стирки»?), они с садистским удовольствием отчитывают нас как нашкодивших школьников («Слабое звено»). И самое поразительное – нам это даже нравится! Народ – мазохист, нация – биоробот, нация - потребитель. Есть у нас будущее?
 

Copyright @ by Lehach, 2009