Современный миф о стабильности



Современный миф о стабильной жизни человека не выдерживает проверку на наличие логических ошибок. Жизнь показывает несостоятельность представлений о стабильной жизни общества и индивида. Разберемся, какие ошибки лежат в основе наших понятий о стабильности, и какие уроки надлежит извлечь из кризиса

Первое, что бросается в глаза, – это огромный подготовительный период в преддверии «стабильной» жизни. Это период явно больше, чем стабильность, к которой он готовит.

Годы, проведённые в школе и институте, насаждают знания и навыки, отличающиеся жёсткой привязкой к стабильным ситуациям в жизни. Мы изучаем теории, описывающие явления в их статическом представлении. Получаем знания о том, как вести себя в неизменном мире с устоявшимися правилами. На это уходят годы.

После выхода во «взрослую жизнь» каждый из нас сталкивается с откровением. То, что мы изучали в школе и институте, имеет мало общего с действительным положением вещей. Порядок, описываемый изученными теориями, совершенно некстати предстаёт перед нами как достояние прошлого.

Сейчас, в текущий момент, всё обстоит не так, как мы ожидали увидеть, и мы видим не то, к чему были готовы. Несколько месяцев, в крайних случаях, год или два наивной стабильности резко сменяются кризисом, который приносит открытие действительности. Это первый столь мощный кризис личности, вызванный неизбежной социализацией молодого человека.

И это первый по-настоящему большой перекресток, на котором человек делает судьбоносный выбор.

Но многие выбирают сидеть моллюском на дне болота своих иллюзий. Даже если эти иллюзии не их собственные, а их родителей, воспитателей, попечителей. Порой эти ракушки мигрируют из болота в болото. Иногда их съедают по дороге.

А иногда они осмеливаются-таки приоткрыть створки и взглянуть за пределы своих иллюзий. Такие попытки случаются в период очередного социального кризиса, когда социум совершает очередной виток развития и отжившие формации сменяются новыми. Эти периодические кризисы - как череда новых возможностей… возможностей стать чем-то бОльшим.

Следующее, что не стыкуется в мифе о стабильной жизни, это то, что он не вписывается ни в одну из существующих теорий развития человечества. Более того, этот миф не вписывается и в ход истории, который может наблюдать любой человек в течение своей жизни. Но, как ни странно, многие люди в миф верят, хоть и имеют возможность отследить его несоответствие событиям собственной жизни.

Ведь, что нам показывает человеческая история… Спиральная динамика развития общества во всех областях жизнедеятельности. Техника, экономика, биология, психология и другие науки демонстрируют цикличность в развитии и освоении людьми новых достижений.

Гипотеза, сбор данных, эксперименты, итерации, доказательства и законченная теория с исключениями из правил, которые оставляют возможность для следующего витка. Затем не выдающийся своими размерами период стабильного применения и новый кризис – опять новая гипотеза, сбор данных и эксперименты. И в разных областях примерно одинаковые временные периоды для каждого этапа. От 15 до 20 лет большие циклы и от 4 до 6 лет малые. И более того – из века в век эти циклы уменьшаются.

Но то науки, большие общественные формации и страны, наконец. Это их масштаб роста измеряется в пределах двух десятилетий. Мы же, люди, куда более гибки и способны на более быстрый рост. Его высокая скорость заложена в нашей природе.

А наши изменения могут поражать масштабами и скоростью своих переходов из одного качества в другое. Вот, задумайтесь…

За 9 месяцев происходит формирования НОВОГО живого организма с огромным потенциалом разума и выживаемости. За, примерно, 1 год ребёнок обучается прямохождению. За три-четыре года - основам речи на двух-трёх языках при соответствующем окружении. За эти же первые три-четыре года он осваивает основы математики, познание которой в дальнейшем развивается ещё более быстрыми темпами (несколько месяцев, а в некоторых случаях, недель уходит на освоение умножения и деления)…

Чистый, не забитый шаблонами и стереотипными реакциями ребёнок тратит лишь несколько недель на совместное постижение основ многих дисциплин. Комбинаторика, систематика, биология, алгебра, астрономия, физика, химия, социология, психология и так далее. Он, как губка, впитывает в себя все, что ему предлагается в интересном для изучения виде. Он демонстрирует поразительные способности оперировать поглощёнными знаниями и на ходу формирует свои умения. Потенциал огромен.

Но большинство из наших потенциальных венцов творения природы спотыкаются о родительские представления о стабильной и комфортной жизни.

Странно, но в какой-то период своей жизни мы начинаем верить в то, что эта жизнь дана нам для стабильного и ровного существования. Для наслаждения плодами своего усердного труда. Мы начинаем верить, что размеренный ход событий в нашей жизни будет длиться десятки лет. Без изменений, взлётов и падений… начинаем верить, что всё-о-о-о всегда-а-а-а бу-у-у-удет хорошо.

Да, такая установка появляется именно в те периоды, когда нам становится хорошо и комфортно. Воспитанная с детства душевная слабость хочет верить, что так будет всегда. Ну мы же старались. Мы же трудились. Значит, заслужили, чтобы нам было хорошо. А когда «хорошо» наступает, мы хотим верить, что так будет всегда.

Тут даже нет речи о том, что мы забыли о цикличности развития. Не забыли и о том, что человек живёт до ста лет, а его циклы не измеряются десятилетиями. Нет, не забыли – потому что даже и не помнили. А зря…

СТАБИЛЬНОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Это миф. Мир, природа меняются постоянно. Вместе с миром меняется и человек. Должен меняться.

Если мы принимаем эти правила игры, то растём и развиваемся вместе с окружающим нас миром. Если не принимаем – болеем и умираем. Сгораем, уволенные или разорённые, в пожаре очередного кризиса. Погибаем, считая, что нас обманули, не предупредили и не позаботились о нас. Истлеваем…


Источник: http://rezultat.com/club/subscribe/86.html
 

Copyright @ by Lehach, 2009