Цели компании и люди



Интересно, что, как показывает практика, если у Вас есть проблема, которую Вы пытаетесь решить, но она никак не поддается, то за этим стоит другая настоящая проблема, которую Вы не видите. Например, у Вас проблема с финансами в компании и Вы пытаетесь навести порядок в этой области, но из этого ничего не получается. Может оказаться так, что Ваш бухгалтер или его помощник просто не умеют считать. Хотя, кажется, про бухгалтера я уже писал в одной из предыдущих статей.

Можно привести другой пример. Допустим, молодой человек придумал замечательную идею, но никто не хочет вложить в воплощение этой идеи деньги. Может показаться, что другие люди просто не понимают всю гениальность его идеи, и что проблема заключена именно в них, в этих непонятливых инвесторах. На деле же все может оказаться гораздо проще.

Молодой человек просто не понимает, чего хотят инвесторы. А они, как правило, не только хотят приумножить свои средства, а еще больше опасаются, как бы их не потерять.

У молодого человека может быть другая проблема, связанная с общением или способностью доносить свои идеи другим людям во всем их блеске и великолепии.

При этом может быть достаточно пройти хорошие курсы по общению, и жизнь резко изменится в лучшую сторону. И тогда у него сможет получиться не хуже, чем у известного миллиардера Аристотеля Онасиса. Молодой Онасис когда-то нашел чертежи, с помощью которых можно было построить более вместительный танкер, водоизмещением почти в 2 раза больше существующих на тот момент. Он сразу оценил прибыльность этой идеи и сумел донести до инвесторов их выгоды в этом деле.

Но это просто небольшое отступление от темы, навеянное вашими письмами и вопросами. Сегодня я хочу поговорить о том, что важнее, чем деньги, о том, что по-настоящему влияет на Ваш бизнес и что стоит в основе создания любой успешной компании или команды. Это – ЦЕЛЬ, Ваша собственная, либо Вашей компании. Отсутствие ее, или наличие, точность ее формулировки может влиять на Вас и Ваш бизнес. Это очень интересный и глубокий вопрос.

Однажды на семинаре я попробовал донести до аудитории то, насколько мы зависим от собственных высказанных или невысказанных целей. Наступило молчание. Достаточно оживленная, активно общающаяся после большого количества упражнений аудитория замолчала. Я, честно говоря, даже испугался, не переборщил ли я. Но в перерыве ко мне обратились несколько руководителей, поблагодарив за то, что я поднял именно эту тему. И, как показали итоговые опросы, именно данные по поводу целей оказались одними из самых ценных за время двухдневного семинара.

Итак, что же такое цель?

Я нашел очень интересное определение в Большом Энциклопедическом Словаре. Идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Я попробую воспроизвести несколько известных целей (прошу извинить, если мои формулировки не совпадают с оригиналами на 100%, я стараюсь воспроизвести основную суть этих целей):
  • Сделать автомобиль доступным средством передвижения для широких слоев населения. (Генри Форд)
  • Обеспечить недорогой качественной красивой мебелью бОльшую часть населения. (ИКЕЯ)
  • Изменить климат в стране, или превратить пустыню в оазис. (Шейхи Объединенных Арабских Эмиратов)
Вы можете сами попробовать узнать формулировки целей тех или иных больших успешных людей или компаний. Сделав это, Вы найдете много интересного.

Но случаются и другие цели, например:
  • Захватить власть.
  • Доказать Пете, что я не дурак.
  • Как-то заработать денег, чтобы прокормить семью.
Цели бывают созидательные и разрушительные, скрытые, большие и маленькие. Но каждая из них создает движение. Причем, чем больше поддержки у общества вызывает та или иная цель, тем больше создается движение по достижению этой цели. И, конечно, недостаточно просто иметь цель, необходимо еще доносить ее до окружения, делая ее желанной.

Допустим, есть владелец небольшой компании и у него есть цель – заработать себе денег. Компания чем-то занимается. У ближайших помощников тоже есть цель – заработать себе денег, у младшего персонала тоже такая же цель. У каждого из них могут быть разные представления о достатке. С большой вероятностью, в этой компании может быть три разных бухгалтерии – одна для персонала, другая для руководителей и отдельная для государства. Такая компания как-то существует, но ее состояние неустойчивое и не вызывает большого доверия у окружения, потому что, как правило, все это чувствуется.

Вы можете вспомнить, было ли у Вас когда-нибудь так, что другой человек просто хочет заработать на Вас деньги? И что Вы делали после этого?

Цель является одним из самых основных инструментов руководителя. Я на своем опыте знаю, насколько просто решать многие вопросы с партнерами или сотрудниками компании, просто посмотрев, какое из предлагаемых решений больше приближает к достижению целей.

Однако часто компании заменяют цель миссией, и на сайтах многих компаний можно увидеть их миссии. Прошу Вас не путать цель с миссией. Цель – это то, что можно достичь, а за миссией иногда скрываются лозунги для достижения согласия с публикой. Например, «Соприкоснись с будущим» Тошиба или «Изменим жизнь к лучшему» Филлипс. Цели не всегда вывешиваются на сайтах, чаще из-за неотточенности формулировок. Например, «компания №1 на мировом рынке по объемам продаж портативных компьютеров».

Интересно, что у всех крупных компаний есть очень четко сформулированные и прописанные цели. Верно и обратное, если Вы пропишите свои цели и действительно начнете двигаться в направлении их достижения, Ваше дело начнет существенно развиваться, и Вы почувствуете ощутимый прилив энергии.

Вспомните те моменты из своей жизни, когда у Вас была какая-нибудь реальная и интересная цель. Как Вы себя чувствовали? Как быстро Вы двигались? Каково то количество интереса к жизни, которое было у Вас в тот момент?

Да, если у Вас появилось желание сформулировать более четко свои цели, я хочу обратить Ваше внимание, что они должны быть очень понятными, желанными и реальными для других людей.

Если Вам нужна помощь в корректировке Ваших целей, не стесняйтесь, я вышлю Вам ряд вопросов, которые помогут Вам откорректировать свою цель. Ну а по-настоящему основательно разобраться с этим вопросом можно на программе Усилитель Мощности Руководителя.

И в завершение одна цитата Сенеки:
«Если ты не знаешь, куда плывешь, то ни один ветер не будет тебе попутным».
 

Copyright @ by Lehach, 2009