Введение

В данном материале прослеживаются очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных - и доказывая это на множестве убедительных примеров, - автор подводит к выводу: "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития".

Когда читаешь этот материал, то понимаешь, что объяснения автора, которые относятся к животным, просто как влитые подходят к нашим, человеческим ситуациям. Впрочем, он и не скрывает этой связи. Очень и очень детально и подробно рассмотрена тема агрессии, почему она возникает, какие механизмы регулирования агрессии существуют, рассмотрены ритуалы и многое другое…

Надо отметить, что материал получился достаточно тяжелый для восприятия (по крайней мере, мне так кажется). Этот цикл статей больше похож на научную работу. А сложный для восприятия он именно в плане стиля написания: распространенные предложения, термины (которые хотя понятны и известны, но не широко употребляются в обычной речи, поэтому несколько «грузят» текст). К тому же материал основан на научных исследованиях автора, что тоже вносит определенную лепту.

Признаюсь откровенно, в некоторые абзацы я просто не «врубился». Я понимал их смысл как-то смутно, едва улавливая нить сути, поэтому не мог грамотно переписать. Но в то же время понимал, что если их просто вырезать, то может получиться каша. Бесспорно, что этот материал надо читать вдумчиво и неторопясь. Желательно после какого-то куска текста делать перерыв, чтобы обдумывать и осмысливать то, что вы прочитали. Наверное будет более уместно сказать, что данные статьи нужно не читать, а скорее изучать.

Однако это нисколько не умаляет их ценности. Порой читаешь и просто поражаешься, насколько, например, поведение каких-то аквариумных рыбок совпадает с поведением человека. Причем совпадает идеально. И что важно, начинаешь глубже понимать человеческие отношения, ту же любовь, ненависть, какие-то мотивы в поведении. Превосходно описаны ритуалы, которые очень широко распространены в мировой культуре. В общем, если вдумчиво все это дело изучить, то определенно станете более осознано смотреть на окружающий мир. Но на это нужно время. «Читается на одном дыхании» - это не про данные статьи.


Агрессия - так называемое "зло"


Предисловие

Один мой друг, взявший на себя труд критически прочитать рукопись данной работы, писал мне, добравшись до ее середины: "Вот уже вторую главу подряд я читаю с захватывающим интересом, но и с возрастающим чувством неуверенности. Почему? Потому что не вижу четко их связи с целым. Тут ты должен мне помочь". Критика была вполне справедлива, и это предисловие написано для того, чтобы с самого начала разъяснить читателю, с какой целью написан весь материал и в какой связи с этой целью находятся отдельные главы.

В материале речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы, направленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Решение написать его возникло в результате случайного совпадения двух обстоятельств. Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы читать психологам, психоаналитикам и психиатрам лекции о сравнительной этологии и физиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о боевом поведении некоторых рыб и о функции их окраски для сохранения вида - гипотезу, построенную на аквариумных наблюдениях. В американских клиниках мне впервые довелось разговаривать с психоаналитиками, для которых учение Фрейда было не догмой, а рабочей гипотезой, как и должно быть в любой науке. При таком подходе стало понятно многое из того, что прежде вызывало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда. В дискуссиях по поводу его учения об инстинктах выявились неожиданные совпадения результатов психоанализа и физиологии поведения. Совпадения существенные как раз потому, что эти дисциплины различаются и постановкой вопросов, и методами исследования, и - главное - логическим способом, методом перехода от частного к общему (если говорить более точно и корректно, используя терминологию – то базисом индукции)

Агрессия - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично, хотя не столь драматично, обстоит дело и с другими инстинктами.

Вскоре после того я изучал в естественных условиях теплого моря коралловых рыб, в отношении которых значение агрессии для сохранения вида не вызывает сомнений. Этология знает теперь так много о естественной истории агрессии, что уже позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у человека. Понять причину болезни - еще не значит найти эффективный способ ее лечения, однако такое понимание является одной из предпосылок терапии.

Я чувствую, что мои литературные способности недостаточны для выполнения стоящей передо мной задачи. Почти невозможно описать словами, как работает система, в которой каждый элемент находится в сложных причинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах и т.д., и т.д. Отдельные элементы общей системы можно понять лишь в их взаимодействии, иначе вообще ничего понять нельзя.

И чем сложнее система - тем труднее ее исследовать и объяснить. Между тем структура взаимодействий инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, несомненно является сложнейшей системой, какую мы только знаем на Земле. Чтобы разъяснить те немногие причинные связи, которые я могу проследить в этом лабиринте взаимодействий, мне волей-неволей приходится начинать издалека. К счастью, все наблюдаемые факты сами по себе интересны. Можно надеяться, что схватки коралловых рыб из-за охотничьих участков, инстинкты и сдерживающие начала у общественных животных, напоминающие человеческую мораль, бесчувственная семейная и общественная жизнь кваквы, ужасающие массовые побоища серых крыс и другие поразительные образцы поведения животных удержат внимание читателя до тех пор, пока он подойдет к пониманию глубинных взаимосвязей.

Я стараюсь подвести его к этому, по возможности, точно тем же путем, каким шел я сам, и делаю это из принципиальных соображений. Метод познания «от частного – к общему» всегда начинается с непредвзятого наблюдения отдельных фактов, и уже от них переходит к абстрагированию общих закономерностей, которым все эти факты подчиняются. В большинстве учебников, ради краткости и большей доступности, идут по обратному пути и сначала дают гипотезу, а потом доказывают ее. При этом изложение выигрывает в смысле обозримости предмета, но проигрывает в убедительности. Легко и просто сначала сочинить некую теорию, а затем "подкрепить" ее фактами, ибо природа настолько многообразна, что если хорошенько поискать - можно найти убедительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипотезу. Данные статьи будут по-настоящему убедительны, если читатель на основе фактов, которые я ему опишу - сам придет к тем же выводам, к каким пришел я.

Но я не могу требовать, чтобы он безоглядно двинулся по столь тернистому пути, потому составлю здесь своего рода путеводитель, описав вкратце содержание глав. В двух первых главах я начинаю с описания простых наблюдений типичных форм агрессивного поведения, затем в третьей главе перехожу к его значению для сохранения вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктивных проявлений вообще и агрессивных в частности - достаточно для того, чтобы стала ясной спонтанность их неудержимых, ритмически повторяющихся прорывов. В пятой главе я разъясняю процесс ритуализации и обособления новых инстинктивных побуждений, возникающих в ходе этого процесса - разъясняю в той мере, насколько это нужно в дальнейшем для понимания роли этих новых инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит шестая глава, в которой дан общий обзор системы взаимодействий разных инстинктивных побуждений. В седьмой главе будет на конкретных примерах показано, какие механизмы "изобрела" эволюция, чтобы направить агрессию в безопасное русло, какую роль при выполнении этой задачи играет ритуал, и насколько похожи возникающие при этом формы поведения на те, которые у человека диктуются ответственной моралью. Эти главы создают предпосылки для того, чтобы можно было понять функционирование четырех очень разных типов общественной организации.

Первый тип - это анонимная стая, свободная от какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосознания, и общности отдельных особей.

Второй тип - семейная и общественная жизнь, основанная лишь на локальной структуре защищаемых участков, как у кваквы и других птиц, гнездящихся колониями.

Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не различают друг друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг к другу образцовую лояльность, однако с любой крысой, принадлежащей к другой семье, они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненавистью.

И наконец, четвертый вид общественной организации - это такой, в котором узы личной любви и дружбы не позволяют членам сообщества бороться и вредить друг другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного человеческому, подробно описана на примере серых гусей.

Далее я смогу объяснить причины ряда нарушений инстинкта агрессии у человека, 12-я глава - "Проповедь смирения" - должна создать для этого новые предпосылки, устранив определенное внутреннее сопротивление, мешающее многим людям увидеть самих себя как частицу Вселенной и признать, что их собственное поведение тоже подчинено законам природы. Это сопротивление заложено, во-первых, в отрицательном отношении к понятию причинности, которое кажется противоречащим свободной воле, а во-вторых, в духовном чванстве человека. 13-я глава имеет целью объективно показать современное состояние человечества, примерно так, как увидел бы его, скажем, биолог-марсианин. В 14-й главе я пытаюсь предложить возможные меры против тех нарушений инстинкта агрессии, причины которых мне кажутся уже понятными.


  В раздел "Статьи" >> 2) Глава 1: пролог в море. Часть 1 >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009