Глава 13. Домашние праздники и другие коллективные игры. Часть 3



Рассказываем сказки

Рассказывая сказку, вы можете увлечь не только одного ребенка, но и целую компанию. Но делать это можно по-разному: или просто прочитать детям интересную сказку, показывая картинки, или читать, договорившись с детьми, что они будут сопровождать ваше чтение разными звуками, соответствующими событиям сказки. А можно сыграть сказку, и тогда ребятишки «отправятся» вместе с вами в джунгли или вы будете открывать Дикий Запад. С маленькими детьми можно просто петь песенки из сказки. С группой детей можно сыграть такую сценку как, например, «Большая Черепаха и Заяц»:

Жил когда-то заяц — это такой зверек вроде кролика (поставьте указательные пальцы над головой, изобразив ушки зайца), и большая-пребольшая черепаха — как маленькая, но совсем большая (согните руки и опуститесь на четвереньки).

Заяц бегал очень-очень быстро. (Согните руки и быстро по очереди выставляйте вперед кулаки.)

А черепаха бегала очень-очень медленно. (Медленно, по очереди двигайте согнутыми руками, выставляя вперед кулаки.)

Однажды заяц сказал черепахе: «Давай побежим наперегонки!» (Поставьте руки рупором, как бы имитируя спортивную команду.)

На старт… внимание… марш! (Поставьте указательный и большой пальцы в положение «ружье вверх», при слове «марш» поверните руку указательным пальцем вперед.)

Вот бежит заяц. (Быстро перебирайте кулаками.)

А вот ползет черепаха. (Медленно перебирайте кулаками.)

Вдруг заяц остановился. Он посмотрел вокруг, но не увидел большую черепаху. (Поставьте руку надо лбом козырьком, как бы пытаясь разглядеть, где черепаха.)

И заяц решил вздремнуть под деревом. (Закройте глаза и притворитесь, что спите, можно даже похрапеть.)

И вдруг… он проснулся. Он сказал: «Я забыл про соревнования! Лучше мне поторопиться!» (Быстро перебирайте кулаками.)

А большая черепаха тем временем, ни разу не останавливаясь, все шла вперед. {Медленно перебирайте кулаками.)

Большая черепаха выиграла соревнование и пришла первой. (Сожмите руки над головой, как это делают чемпионы.)

Заяц ужасно рассердился. (Сделайте злое лицо и положите руки на бедра.)

А большая черепаха была очень счастлива. (Гордое, улыбающееся лицо.)


Можно рассказать сказку еще раз, задавая детям вопросы, а они должны отвечать и движениями показывать, что происходит.

«Убийство во мгле»

Эта игра в стиле детективов Агаты Кристи может быть очень занимательной для группы из пяти или более детей начальных классов.

Напишите на листочках бумаги слова «детектив», «жертва» и «убийца» и сверните эти листочки. Прибавьте к ним такие же по размеру. Затем каждый должен тянуть листочек. Ребенок, которому досталось быть «детективом», выходит из комнаты, выключив свет.

Все остальные ходят по комнате туда-сюда, происходит «убийство», и «жертва» быстро падает на пол, «убийца» же не подает никаких признаков того, что это он совершил преступление. «Детектив» возвращается, включает свет и задает вопросы, при этом наблюдая за выражением лиц и поведением присутствующих; он должен за пять минут догадаться, кто убийца.

Продолжайте игру до тех пор, пока все дети не побывают «детективом» хотя бы один раз.

Показ мод

Разумеется, мы против каких-либо стереотипов по половому признаку. Естественно, девочки должны уметь кататься на роликах, играть в баскетбол, а не только возиться со всякими горшочками-котелочками и рукодельничать. Тем не менее, опыт показывает, что наряжаться особенно любят маленькие девочки.

Положите в большую коробку всякие старые платья. Добавьте туда туфли на высоких каблучках и разноцветные шарфики. Не забудьте накидки и рубашки, шляпу, галстуки, жакетики и кошелечки. Пусть каждый ребенок выберет наряд по своему вкусу — элегантно-классический или авангардный.

Хорошо, если будет взрослый «ассистент», который помогал бы завязывать бантики и надевать девочкам туфли на высоких каблуках. А может быть, вам захочется иметь еще одного «ассистента» для макияжа.

Теперь устройте парад мод, и пусть каждый ребенок профланирует по дорожке, а вы комментируйте его появление и наряд. Здесь мы снова возвращаемся к привычным стереотипам. Девочкам будет особенно приятно услышать, что они великолепны во всех нарядах и что они грациозно двигаются.

Когда Сьюзи К. демонстрирует свой самый ослепительный наряд, придуманный ею же, комментатор должен начать с того, что он отдает должное ее умению играть в футбол или на пианино. Обратите внимание, с какой грацией движется Сьюзи в любом наряде. Или представьте себе Линду Лу, важно выступающую в ваших золотых туфельках на высоких каблуках и в купальном халате леопардовой расцветки.

Тут можно сымпровизировать что-то вроде такого: «Линда Лу сегодня столь же ослепительна в развевающемся леопардовом халате, как и в своих голубых джинсах на спортивной площадке, где она вызывает всеобщее восхищение, показывая наилучшие результаты в беге. Сегодня Линда поменяла свой «Адидас» на золотые туфельки, но завтра вы можете снова увидеть, как она со всех ног бежит в школу. Это Линда Лу! Интересная и элегантная девочка, настоящая девочка».

Прыжки в мешке

По традиции, для этой игры требуется мешок, но если у вас под рукой не окажется мешков, их вполне могут заменить старые наволочки.

Если в вашей команде несколько детей, то организуйте соревнование. За определенное время каждый ребенок должен допрыгать или дойти (с ногами в мешке) от одного места до другого. Потом пусть попробует то же самое, засунув в мешок одну ногу.

Если дети легко справляются с такими прыжками и им нравятся подвижные игры, пусть попробуют походить на «трех» ногах. Для этого надо, чтобы два мальчика встали бок о бок, лицом в одну сторону, а вы свяжите их ноги, оказавшиеся рядом. Затем они должны пройти дистанцию на «трех» ногах.

Рыбка-щекотунья

Если у вас достаточно много детей, чтобы образовать круг, то можно дать им большую простыню и начинать игру. Дети держат простыню на уровне пояса и слегка потряхивают ее, образуя «волны».

Один ребенок должен на четвереньках подлезть под простыню и пощекотать лодыжку какого-то другого ребенка. Пока ребенок-рыбка «плывет» под простыней, он держит поднятым один палец-«плавник», по движению которого дети и определяют, куда направляется рыбка.

Кого рыбка пощекочет, тот сам превращается в рыбку, поднимает свой «плавник» и отправляется под «водой» искать свою жертву, чтобы пощекотать ее.

И ненужное станет нужным

Впервые мы наблюдали, как завораживает всякое старье в Бостонском детском музее, где однажды в дождливый день наши дети много часов подряд играли со всевозможным выброшенным хламом. Если вы не можете отправиться в Бостон, не огорчайтесь.

Соберите свое собственное старье: картонные катушки от туалетной бумаги, кусочки дерева, что-нибудь блестящее, кусочки белого поролона, которым обычно упаковывают хрупкие вещи, крышки от баночек, палочки от леденцов и эскимо, словом, всякие мелочи, которые могли оказаться в вашем доме. Сложите все это добро в коробку и однажды, когда вашему ребенку и его приятелям будет скучно и они начнут приставать к вам с вопросом: «Что же нам делать?» — достаньте эту коробку и скажите: «Ну-ка, дети, сделайте мне из этого что-нибудь необыкновенное и интересное». Если у вас дети постарше, приберегите для них разный утиль размером побольше: сломанные стулья, остатки строительных материалов и т. д. Если где-то поблизости от вашего дома что-то мастерят рабочие, попросите их не выкидывать ненужные им вещи — может быть, это пригодится вашим детям.

Игры с обручем

Хула-хуп — замечательное изобретение, подтверждающее теорию, что все гениальное — очень просто. Его можно вращать вокруг талии, но, кроме того, использовать и в метании. Положите обруч на землю и внутри него нарисуйте круги с номером в каждом круге, как это делается на мишени. Затем кидайте мячик в цель. Можно прыгать в круг и из круга, а можно крутить обруч вокруг руки. Из игр, в которых обруч не нужно крутить, нам нравится вот какая: привяжите обруч к ветке дерева, чтобы он свисал с нее. Затем отойдите подальше от обруча и кидайте в него мячик. Можно кидать мячики для пинг-понга и пластмассовые (это самые надежные и безопасные мячики), но подойдут и теннисные. Вполне хороши для этого и надувные мячи.

Устройте парад

Дети очень любят парады!

Дайте им какое-то время на подготовку. Во-первых, для парадного марша понадобятся музыкальные инструменты. Конечно, ребенок может сам потрудиться и сделать барабан, но некоторые дети, возможно, предпочтут положить в металлическую банку горох и устроить шум, потрясая этой банкой, или нанизать на веревку кастрюльки или еще что-нибудь, вроде этого. Нужно иметь несколько колокольчиков, крышек от кастрюль и свистульки, чтобы к началу парада все это было наготове. (Если вы дадите эти «музыкальные инструменты» детям слишком рано, то головная боль вам будет обеспечена.)

Нужно обдумать, какие знамена и флажки понесут дети во время своего марш-парада, а также о бумажных головных уборах, которые ребята должны сделать сами. Можно привязать к линейке длинные куски ярких тканей или шарфы, они будут развеваться, украшая парад. Очень хорошо, если вы заранее подготовите какую-нибудь маршевую музыку, но, может быть, дети сами захотят предложить музыку для марша.

Возможно, дети захотят маршировать не просто так, а по какому-то поводу. В таком случае можно сделать для них соответствующие лозунги. Можно начать парад во дворе, а потом, если ваши соседи в благодушном настроении, выйти на улицу и пройти квартальчик, отбивая шаг, а по завершении парада неплохо и перекусить.


<< Глава 13. Часть 2 << В раздел "Статьи" >> Глава 14. Часть 1 >>
 

Copyright @ by Lehach, 2009